«Клуб сторонников» обсудил тему введения курортного сбора в России
В Государственную Думу внесен законопроект о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.
Первое чтение проекта закона состоится в июле на пленарном заседании федерального парламента, а в настоящее время проходят обсуждения в профильных комитетах. Кроме того, институт сторонников с привлечением экспертов на площадках дискуссионных клубов проводит общественные обсуждения о целесообразности введения курортного сбора не только на территории четырех экспериментальных регионов, но и в рамках всей страны. Цель сторонников в рамках дискуссионных клубов – это изложить позиции субъектов по этому вопросу, сформулировав основные аргументы «за» и «против».
В Пермском крае для обсуждения законопроекта были привлечены эксперты, среди которых председатель комитета по промышленности, экономической политике и налогам Законодательного Собрания Пермского края Татьяна Миролюбова, руководитель Ассоциации малых отелей города-курорта Сочи Елена Валеева, начальник отдела развития туризма министерства по физической культуре, спорту и туризму Пермского края Ангелина Головачева, заместитель главы Ленинского района города Перми Оксана Полторак, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Эдуард Пупков.
В качестве модератора клуба выступил председатель Регионального координационного совета сторонников партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Пермского края Ирек Хазиев.
Курортный сбор будет вводиться в действие законом субъекта РФ, который будет утверждать и размер курортного сбора. При этом законопроект предусматривает максимальную величину в размере 100 рублей за один день фактического проживания на объекте размещения. При этом предусматривается возможность его дифференциации в зависимости от сезона. А если человек будет проживать более шести месяцев, то будет освобождаться от уплаты.
Исчислять и взимать сбор будут операторы курортного сбора, к которым будут относиться юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, поставленные на учет в налоговом органе, осуществляющие на территории эксперимента деятельность по оказанию гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) обеспечению временного проживания, в том числе в жилых помещениях, относящихся к индивидуальному жилищному фонду.
В качестве эксперта на заседании посредством видеосвязи была приглашена руководитель Ассоциации малых отелей города-курорта Сочи Елена Валеева. Она поделилась мнением собственников малых отелей о введении курортного сбора на территории города Сочи:
- Если посмотреть аналитику по загрузке отелей в Сочи начиная с 2014 года, то можно заметить, что в 2014 году спрос начал расти, и максимальные показатели были достигнуты в 2015 году. В последующие два года спрос неуклонно по немногу падал.
По официальным прогнозам (об этом писали "Ведомости") спрос на отели в Сочи в этом году упадёт на 30%. Причины этого – сложная экономическая ситуация и конечно открытие курортов Турции. Также стоит обратить внимание на то, что в этом году на отели были возложены дополнительные расходы в связи с подготовкой к Кубку Конфедераций. Это и оформление паспортов безопасности, расходы на которые для небольших гостиниц достигали 100 тысяч рублей и включали установку систем видеорегистрации, заключение договоров на охранную и пожарную безопасность, вневедомственную охрану и другие сопутствующие траты. Кроме того, это расходы по введению онлайн-касс с 1 июля 2017 г.
Государство делает всё, чтобы вывести этот сектор бизнеса из тени. Это процесс ожидаемый и в общем и целом идет на пользу государству и бизнесу. Однако в итоге возникает ситуация, когда расходы малых отелей растут, а доходная часть падает. В этих условиях введение курортного сбора в той формулировке и сумме, в которой он прописан в законопроекте, является, на мой взгляд, нецелесообразным.
В настоящее время в Сочи выставлено на продажу более 340 малых отелей. Я думаю, что если курортный сбор будет введен, то мы ощутим падение спроса еще больше. И цель будет достигнута с точностью наоборот - большинство малых средств размещения либо снова уйдёт в тень либо будут пытаться продать или сдать бизнес в аренду.Некоторые наши коллеги даже готовы пойти на то, чтобы платить этот курортный сбор вместо гостей, чтобы они это не ощутили дополнительные траты на себе.
При этом в 2017 году цены на отдых уже выросли на 20%, а доходы по данным ВЦИОМ сократились на 7,6%. Поэтому все больше людей стали выбирать дачный отдых, в ущерб отдыху в России или за границей. Во всех этих условиях, мне кажется, дополнительная финансовая нагрузка будет не лучшим решением.
При этом, по словам Елены Валеевой, если в следующем году на фоне проведения Чемпионата мира по футболу спрос к внутреннему туризму вырастет, если будут прописаны реальные механизмы расходования и отслеживания этих средств сделают прозрачными, то целесообразность от введения сбора будет.
После чего приглашенные эксперты перешли к обсуждению законопроекта. Как отметил Эдуард Пупков, операторы курортного сбора будут выступать в роли налоговых агентов. Но при этом вопрос администрирования доходов достаточно сложный и не проработан в первой редакции законопроекта. Также остается неясным процесс подтверждения права на льготу и освобождения от уплаты сбора.
«Необходимо внимательно отнестись к введению курортного сбора, так как он целесообразен, но весь вопрос в том, как его вводить, когда, какие размеры, какие льготные категории - эти и другие вопросы должны быть четко проработаны. Но при этом также нужно понимать, что создание благоприятных условий на российских курортах – это еще одна задача нашего руководства, которая должна проходить в том числе посредством государственной поддержки. Если говорить в перспективе, что в Пермском крае встанет вопрос о введении курортного сбора, то нужно будет подойти к решению очень взвешенно, чтобы соблюсти интересы всех сторон в части наполнения бюджета и развития инфраструктуры. Потому что предполагается направить средства в Фонд развития курортной инфраструктуры, но при этом не должны пострадать граждане, снизиться объем туристов и их расходы. Поэтому золотая середина должна быть найдена в величине ставки, в сроках введения и четкой процедуры администрирования», - депутат Татьяна Миролюбова.
По словам Татьяны Миролюбовой, законопроект не проработан в отношении лиц, которые едут отдыхать, и останавливаются ночевать не в жилых помещениях, а в палатках. «Получается, что они курортный сбор платить не будут, а это большой объем средств, который не попадает в бюджет, но при этом деньги на обустройство стоянок все равно придется тратить муниципальным и региональным бюджетам», - сказала Татьяна Миролюбова.
При этом необходимо учитывать и социальную сторону при введении нового вида сбора и возможной сложности при подтверждении права на льготы. «Я понимаю, что это большое количество документов, справок, которые должны быть заверены гражданами. При этом формы справок, например, для подтверждения статуса малоимущей семьи не имеют одного вида в России и как будут операторы определять их подлинность также пока непонятно», - отметила Оксана Полторак.
Представитель министерства по физической культуре, спорту и туризму Пермского края Ангелина Головачева обратила внимание участников клуба и на непроработанность вопроса в отношении собственников жилых помещений, которые предоставляют места для размещения посредством Интернета. «Многие не зарегистрированы в налоговых органах в установленном порядке и обеспечивать обязанность по курортному сбору с них пока не представляется возможным», - сказала Ангелина Головачева. Также по ее словам, что касается Пермского края, то в нашем регионе целесообразность введения курортного сбора была бы применима в отношении активного туризма, а собранные средства можно было бы тратить на очистку берегов рек и памятников природы.
При этом рассматривая возможность введения курортного сбора в Прикамье, необходимо будет учесть опыт Алтайского края, на территории которого активный, экстремальный отдых является основным и использовать эффективные механизмы по курортному сбору уже на нашей территории.
Также на заседании присутствовал руководитель пермского регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России» Игорь Новоселов, который отметил, что для молодежи дополнительные расходы всегда имеют важное значение при планировании отдыха. «Тем более отдых внутри страны становится все дороже по сравнению с заграничными турами, и введение курортного сбора может также снизить спрос на российские курорты среди молодого поколения», - сказал Игорь. Его позицию поддержала и председатель местного совета сторонников партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Мотовилихинского района города Перми Таслима Ягафарова.
О непроработанности вопроса в части администрирования доходов от курортного сбора говорил и эксперт Эдуард Пупков. «Любой налог или сбор вне налогового кодекса обречен на небытие. Только в рамках налогового кодекса с ее механизмами можно обеспечить собираемость курортного сбора. При этом необходимо и прописать в законе механизм ответственности за неуплату, так как в соответствии с законопроектом он передается субъектам и может быть различен. И хотя в пояснительной записке указано, что введение нового вида сбора не потребует изменений в действующее законодательство, но это вызывает сомнение и юридическая сторона данного вопроса также требует внимания», - добавил Эдуард.
В ходе обсуждения на «Клубе сторонников» все участники сошлись во мнении, что законопроект не проработан и требует уточнений по многим вопросам. Итоги заседания сторонников и экспертов подвел председатель Ирек Хазиев:
- Законопроект о проведении эксперимента требует дополнительной проработки в части утверждения перечня лиц, освобождающихся от уплаты курортного сбора. На наш взгляд, его стоит дополнить категорией «студенты», которые не только учатся на территории экспериментальных регионов, но и в любых образовательных учреждениях России. Остается сложным вопрос и администрирования собираемости и расходования средств. Здесь необходимо обеспечить прозрачность процедур и информировать граждан о том, на какие объекты будут израсходованы собранные средства, возможно посредством специальных сайтов. Также мы пришли к выводу, что необходимо вводить дифференцированную ставку курортного сбора для разных категорий граждан и мест их размещения, уровня объектов размещения либо по другим экономическим категориям. И один из самых важных вопросов – это размер курортного сбора, который будет утвержден в каждом субъекте. На наш взгляд, сумму сбора необходимо постепенно увеличивать, при этом первоначальный размер должен быть экономически выгоден.