Пермский край
Регион не найден
Версия для слабовидящих

«Надо говорить людям правду». Интервью Александра Борисова журналу «Аэропорт Пермь»

12 июля 2017, 10:46
Гремячинск, Пашия, Кизел, Губаха - население этих городов депутат Борисов представляет в краевом парламенте. Также он является первым заместителем председателя комитета по инфраструктуре краевого Законодательного собрания. Своим домом Александр Валерьевич считает Губаху, никуда уезжать не собирается, и более того - связывает с Губахой социальные перспективы жителей всего своего непростого округа, добрая половина которого считается депрессивной территорией

- Губаха в последние лет пять дает такой позитивный информационный импульс, что воспринимается не иначе, как город-сад. Все хотят поехать в Губаху на выходные, на каникулы, на фестиваль. Стоит того?

- Пожалуй, до города-сада нам еще далеко. И все же успехи есть. Они достигнуты благодаря качественному администрированию и обеспечены высоким потенциалом людей, прежде всего управленцев среднего звена. Эти люди участвовали в реализации ряда проектов на территории, в том числе проектов с краевым и федеральным финансированием. Надеюсь, в будущем такая практика продолжится.

- Назовёте самый яркий проект?

- Безусловно, это фестиваль «Тайны горы Крестовой».

Ландшафтный проект, давно уже вышедший за границы региона, привлекающий более 25 тысяч зрителей. Люди приезжают, чтобы не только насладиться шедеврами наших прославленных музыкантов, танцоров, но и великолепной природой Урала, о которой можно много говорить, но лучше увидеть. Губаха - это уникальное географическое место высокой концентрации геологических памятников природы. Здесь как специально собраны все красоты родного края. Не нужно покорять Вишерский заповедник или уходить далеко на Ослянку, на Басеги. Тут всё в шаговой доступности. Двадцать минут пешком от гостиницы, и вы на вершине Рудянского Споя. Тут и скалы, и пейзажи, и огромное количество спелеологических объектов, горные реки, чистейшее Широковское водохранилище. И надо понимать, что Губаха - место, где рождается ветер, наш особенный ветер - Кизеловская бора.

- Большой резонанс вызвал фестиваль «Губаха-лайф». У него будет продолжение?

- В Интернете до сих пор можно найти материалы об этом великолепном, на мой взгляд, событии. Интерактивной площадкой послужила территория Верхней Губахи, которую принято называть «мертвым городом» или старой Губахой. Площадку поделили на тематические сектора, и в каждом проходило свое шоу. В том месте, где раньше располагался ЗАГС, можно было оформить акт гражданского состояния, бракосочетаться, как 30 или 50 лет назад, получив свидетельство на бланке исторического образца. Возле памятника героям войны - вступить в пионеры, исполнив соответствующий ритуал. На футбольном поле в галошах или кирзовых сапогах, в сатиновых трусах и белых майках ребята гоняли в футбол. Губахинский музей предоставил выездную экспозицию - Дом шахтера 50-60-х годов. Много молодежи было, приходили с родителями, с бабушками-дедушками, слушали рассказы о той жизни. Такое мероприятие уместно проводить в День города. Ресурс финансовый требуется небольшой, а эффект мощный. Надолго ли хватит нам памятника советской индустриализации, не знаю. Лет 10-15 руины проживут, а потом... останутся только на фотографиях и в воспоминаниях. Верхняя Губаха - не Алеппо, на ее восстановление денег ЮНЕСКО не даст. Надо здраво оценивать перспективу и заботиться о безопасности на таких мероприятиях.

- Въездной туризм сказался на облике территории?

- Если взять Губаху пятилетней давности, то предприятий общепита было около десяти, достойных гостиниц - ни одной. Сейчас не только старый номерной фонд обновлен и открылись новые гостиницы, а появилась еще возможность взять в аренду коттедж. Совершенно новый сегмент развился - бани! Более 400 бань сдается, пусть в основном это небольшие сооружения, но рынок ответил предложением на спрос. Появился новый туристический центр «Серебряная мечта» с боулингом, бильярдом, спортивными залами. В рамках реализации частно-государственного партнерства идет строительство всесезонного крытого катка. Каток, соответствующий канадскому профессиональному стандарту, позволит проводить в Губахе разнообразные соревнования, как местные, так и краевые. Это подвижки в сфере бизнеса. Есть и другой аспект, мировоззренческий, эмоциональный. Благодаря въездному и в том числе событийному туризму жители ощущают себя не оторванными от мира, а хотя бы на один-два дня в году центром мира - культурным или спортивным.

- Вы стараетесь стимулировать общественную активность не только в своем округе. Расскажите о бюджетной поддержке инициатив ТОСов.

- Я знаю, как трудно поднять население на решение общественно полезных задач, начиная с субботника и заканчивая софинансированием значимых проектов. Поэтому всегда поддерживаю инициативу и стал одним из инициаторов конкурса общественно полезных проектов по всему Пермскому краю. Но в бюджет было заложено слишком мало средств, и в результате почти 70% проектов, направленных на конкурс ТОС (территориальный орган общественного самоуправления. - Ред.), остались без финансирования. Проектов заявлено более ста, а денег заложено в бюджет всего 7 миллионов. Отличная идея, призванная побудить население к общественно полезной деятельности, занять людей, сделать более лояльными к власти, в результате сыграла против данной власти и органов местного самоуправления.

В итоге у нас огромное количество недовольных граждан, оставшихся без реализации их, по их мнению, самых лучших и качественных проектов.

- Что с этим делать?

- На мой взгляд, единственный выход - увеличивать финансирование. Для того чтобы оплатить все проекты, направленные ТОСами и прошедшие отбор по техническим характеристикам, достаточно 21 миллиона рублей. Есть еще «инициативный» бюджет. Там предполагается софинансирование проектов, инициированных группами граждан. За счет бюджета оплачивается 90% стоимости проекта. Остальные 10% - вклад инициаторов, привлеченные средства из разных источников. Поступило на конкурс 400 заявок. Заложено 96 миллионов. Считаю, вполне посильная для бюджета Пермского края ноша. А в дальнейшем нужно думать и разбираться, какая сумма будет адекватной и как правильно проводить отбор заявок.

Надо понимать, конкурс - вещь отчасти субъективная и очень обидная для тех, кто проиграл. Может быть, следует в каждой территории определять победителя на местном форуме либо посредством голосования в Интернете. Дабы люди не пеняли на власть, которая несправедливо оценила продукты их творческой деятельности.

- Кроме бюджетных, есть и партийные проекты?

- Партийных проектов 25, я говорю о партии «Единая Россия». Они по большей части идут без существенного финансирования и не связаны с какими-то инфраструктурными преобразованиями, а скорее с контролем в сфере здравоохранения и в сфере образования. В этом году четыре новых, интересных проекта. «Местный дом культуры» имеет целью улучшение материально-технической базы посредством дополнительной закупки звукового и светового оборудования, сценической одежды, инженерных конструкций. Более 40 учреждений получат средства, чтобы в течение летнего периода провести конкурсные процедуры и закупить оборудование. Аналогично с «Театрами малых городов». Они получат денежные средства на создание новых постановок. Театров пять: два в Березниках, по одному в Чайковском, в Губахе и Лысьве. «Городская среда» и «Парки малых городов» - это проекты инфраструктурные. Являясь куратором проекта «Парки малых городов» в Пермском крае, ответственно заявляю: финансирование проекта - исключительно заслуга фракции «Единой России» в Госдуме, а его реализация - это наше общее дело.

- В какие территории поступят средства?

- Подано 18 заявок, победителями признаны Кудымкар, Чусовой, Губаха и Чайковский. Они получат от 4 до 6 миллионов рублей в зависимости от собственного вклада.

- У вас были замечания по критериям оценки претендентов на получение финансирования по инфраструктурным партийным проектам?

- Да, были разногласия по критериям «численность населения» и «объем бюджетной обеспеченности».

Мы заявляем о намерении поддерживать малые города, а получается, даем более высокий шанс на победу более крупным и самодостаточным. В следующем году, я думаю, критерии будут пересмотрены. Это позволит таким территориям, как Гремячинск и Кизел, принять участие и получить денежные средства на приведение в нормативное состояние мест досуга граждан.

- Понятно, что вы заботитесь о Кизеле и Гремячинске, а как взаимодействуете персонально с жителями территорий, которых представляете в ЗС?

- Есть две формы контактов. Непосредственно во время приема граждан, а также при посещении мероприятий, и опосредованно - через помощников. На каждой территории у меня работают помощники. Кроме того, есть местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - это тоже наши помощники, центр сбора информации о территории, центр, через который мы оказываем содействие в той или иной ситуации. Мы порой спорим с коллегами, должен думать депутат ЗС о крае в целом или о территории, которую он представляет. Не забывая о крае в целом, я считаю, мое прямое предназначение - представлять интересы той территории, от которой я избирался. Я хорошо знаю ситуацию, и никогда, в отличие от представителей других партий, не обещал избирателям открыть шахты, восстановить Кизеловский угольный бассейн. Если говорим о КУБе, то имеется крупное, якорное предприятие - это «Метафракс». Кизеловцам до него 20 минут езды на автотранспорте. Получить профильное образование и пойти работать на «Метафракс», где приличная зарплата и соцпакет, - вот хорошая перспектива для ребят из Кизела. Если «Метафракс» запустит в 2021 году новое производство, откроется еще 400 рабочих мест. Вот на это и надо ориентироваться. Не надо обманывать себя и других ожиданием, что завтра кто-то откроет шахты. Через 50-60 лет - может быть, если иссякнет Кузбасс.

А жить надо сегодня.

Огромная проблема - это разветвленная инфраструктура множества обнищавших поселков, которые строились при шахтах. Проблема решается не раздачей денег, а укрупнением центральной части того же Кизела. Построить несколько домов и переселить в них с периферийных микрорайонов людей, которые не могут вырваться оттуда, в целях получения образования и трудоустройства. В Гремячинске аналогичная ситуация.

Я не против, если люди захотят, чтобы дома для их переселения строились в Губахе или в Березниках - то есть там, где развита социальная инфраструктура и есть рабочие места. Безусловно, останется часть населения, те люди, у которых сформировался определенный уклад, их трогать не надо. Обеспечить им получение социальных услуг без надежд на развитие территорий. Надо говорить людям правду. Подло обманывать людей пустыми обещаниями и тем более использовать эти обещания для получения голосов на выборах. Политик может и должен быть честным, это доказала в свое время Маргарет Тетчер, причем тоже в диалоге с шахтерами. Только предоставив людям альтернативу, мы поступим и честно и ответственно.

Общественная приемная