«Нельзя уходить в уравниловку» - Армен Гарслян
Армен Гайосович, несколько дней назад мы отметили 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Какие праздничные мероприятия прошли в вашем избирательном округе, как проходила подготовка к встрече этой памятной даты?
- Совместно с моим коллегой по парламенту и предприятию Владимиром Даутом мы встретились с ветеранами нашего избирательного округа, приняли участие во вручении юбилейных наград и организовали традиционные концерты в городах округа. В Гремячинском и Кизеловском районах, Губахинском округе вместе с муниципальными властями и представителями общественности были приведены в надлежащее состояние памятники нашим землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В поселке Усьва 9 мая состоялось открытие нового памятника, посвященного 70-летию Великой Победы. Стела павшим в войне, возведенная более полувека назад в поселке, фактически была разрушена. Но мы не имеем права заявлять, что чтим память погибших, если в то же время не обращаем внимания на обветшалые памятники.
В канун Дня Победы в Губахе при поддержке региональных властей выступил Пермский губернский оркестр. Концерт духового оркестра состоялся в рамках акции «Дети войны», которая проводилась уже в девятый раз. Событие было спланировано по времени так, чтобы концертная программа прошла максимально удобно для ветеранов, которым в эти дни хватает хлопот. Если говорить о направленности всех торжественных мероприятий, то вместе с участниками сражений и тружениками тыла чествовали детей войны, которые перенесли тягости тех лет в тылу. Вообще мы постарались создать обстановку торжественного праздника, думаю, нам это удалось. Над подготовкой работала большая команда в тандеме с муниципальными и региональными властями.
Силами театра «Доминанта» во дворах ветеранов состоялись выступления фронтовых агитбригад «В тылу как на войне», до каждого участника войны дошел наш «десант Победы» с подарками от компании. Фронтовиков чествовали соседи и горожане от мала до велика.
В канун юбилейной даты в школах были проведены акции памяти. ребята готовили концертные программы для поздравления ветеранов. К сожалению, с каждым годом ветеранов, которые могли бы рассказать о войне, становится все меньше. Очень важно, чтобы о том, какой ценой нам досталась Победа, молодежь узнавала из уст самих участников войны. Нашему же поколению очень важно передать молодым людям эстафету памяти о событиях тех лет. Вижу, что результаты есть. У меня - свой пример этому. Не так давно, когда я был в командировке, сын послал фотографию книги, которую ему лично вручил автор, ветеран Великой Отечественной войны Алексей Богдаев. Сын был непередаваемо рад и горд таким подарком, для него эта книга стала огромной ценностью. По сле этого я как-то внутри успокоился: если у моих детей такая реакция на память о войне, значит, эстафету я передать смог.
Вы сказали про реакцию сына, а как война отразилась на вашей семье?
- Моя мама в годы войны была ребенком и с семьей жила в Москве.
В 1940 году мой дед ушел на советско- финскую войну. Причем приехал, собрался и уехал. Вернулся с одной войны, немного проучился в Тимирязевской академии и снова ушел на фронт, оставив семью с двумя маленькими детьми. Моя бабушка устроилась лаборанткой на Лианозовский молочный комбинат, чтобы кормить семью. Дед прошел всю войну и прожил до 96 лет. Когда я его спрашивал, не переживал ли он за свою семью, оставшуюся в тылу, он с оптимизмом отвечал, что страна не могла бы оставить его жену и детей голодными. К сожалению, мой второй дед пропал без вести. Только в 2005 году я нашел в архиве Министерства обороны информацию о том, что он погиб в боях под Майкопом. Тема войны, страданий, утраты и долгожданной Победы очень близка мне. Поэтому, как я уже говорил, эмоции сына по поводу книги, полученной из рук ветерана, много значат.
В этот юбилейный День Победы наши дети, племянники в разных городах россии прошли с портретами дедов в составе «Бессмертного полка». Эта инициатива - очень правиль ная, не зря она собрала в колонны по всей стране сотни тысяч людей. Это эстафета памяти и гордости за свою семью, фамилию и страну.
Перейдем от Великой Отечественной войны к событиям сегодняшнего дня. Насколько мне известно, ваш округ принял большое количество беженцев с востока Украины. Какова ситуация сегодня, насколько удается оказывать поддержку украинским гражданам, покинувшим родину?
- Вопрос очень непростой. В поселок Юбилейный по инициативе главы были заселены беженцы из пунктов временного размещения - более ста человек, много женщин и детей. Там было пустующее жилье и возможность трудоустройства. На начальном этапе компания «Метафракс», местные отделения «Единой России», неравнодушные горожане очень помогли переселенцам самым необходимым. Спасибо и жителям, и предприятиям, которые не по указке сверху, а самостоятельно включились в процесс помощи беженцам, активно участвовали в акции «Звездный» - «Юбилейный»: здесь не стреляют». Помогли всем миром - собрали одежду, постельные принадлежности, технику. Мы с Владимиром Даутом и властями Гремячинского района также включились в процесс: помогли с самым необходимым на первое время, подключились к решению проблем перевода и оформления документов. Сейчас нужна поддержка регионального бюджета, чтобы привести в нормальное состояние жилье, в котором проживают беженцы. Деньги не столь большие, порядка 6-7 миллионов рублей. На совещании с краевым вице-премьером Ольгой Ковтун мы пришли к пониманию, что этот процесс необходимо ускорить. Надеемся на региональную поддержку и в плане трудоустройства беженцев, в Юбилейном это лесопромышленный сектор и деревопереработка. Нужно решить вопрос по выделению для них сырья, чтобы увеличить производство. В настоящий момент беженцы в Юбилейном не оставлены без внимания, это самое главное. Вместе с главой района мы держим ситуацию на контроле.
Вами была затронута тема помощи муниципалитетам со стороны региона. В конце апреля на заседаниях рабочих групп по доработке закона о секвестре бюджета была урезана часть средств из фонда дотаций территориям края. Как вы к этому относитесь?
- В свое время мы вместе с председателем комитета по бюджету Еленой Зыряновой были инициаторами законопроекта о фонде софинансиро- вания расходов территорий за счет краевых средств. Как родитель не может ударить своего ребенка, так и мы не станем давать задний ход этому законодательно закрепленному принципу. Если территория эффективно управляется - она получает дополнительные средства на развитие. Думаю, взаимопонимание у депутатов в этом вопросе есть.
Да, сейчас региональный бюджет находится в тяжелой ситуации, и понятно, что есть обязательства, относящиеся к госгарантиям, уменьшить финансирование которых мы не можем. Есть и добровольные обязательства края, как в случае с субсидиями территориям, средства на которые возможно урезать. Но я считаю, что это неправильно, потому что закон о ФСР, а сегодня о субсидиях - это программа, которая выявила тех глав территорий, которые хотят и могут эффективно работать. В целом это был инструментарий, который выступал критерием оценки работы муниципальных властей. Кто-то экономил, затягивал пояса потуже и копил, условно говоря, 20 миллионов рублей, чтобы зайти в программу софинансирования и, например, реконструировать дорогу уже на 80 миллионов. Другие транжирили свои средства и вообще не участвовали в программах. У таких муниципалитетов на счетах в резерве программы копились средства, что давало повод некоторым говорить, что программа не работает. Это не так: не закон оказался неэффективным, а главы отказывались выполнять свою работу. Например, Губаха забрала из регионального бюджета максимально возможную сумму. Итог - новые дороги, благоустройство, ремонт школ и детских садов, развитие массового спорта и так далее.
Выбрали даже на несколько лет вперед…
- Да, это оказалась хорошая инициатива. Так или иначе, закон о софинансировании был своеобразным KPI работы местных властей. Убрать сейчас этой инструмент и попытаться всех выровнять абсолютно неверно. Главы муниципалитетов станут сидеть и ждать, когда им дадут субсидии, и ничего не делать для привлечения средств на территорию.
Местные власти должны сделать территорию привлекательной для бизнеса. Хорошо, но что получит от этого муниципалитет? Бизнес пришел, отработал, заплатил налоги, подавляющая часть которых ушла в федеральный и региональный бюджеты. Главы на это никак не влияют. Где стимул развития? Можно сделать по-другому: давать средства тем муниципалитетам, кто с ними умело работает. Не нужно уходить в уравниловку. Возникает вопрос: а чем виноваты жители территорий с такой пассивной властью? Думаю, люди должны выбирать ту власть, которая работает эффективно.
Несколько месяцев назад краевое законодательство изменилось: теперь жители не могут избирать глав.
- Согласен, теперь инициатива на стороне губернатора и тех людей, которые будут подбирать кандидатов на участие в конкурсе по выбору глав. Но остались прямые выборы местных депутатов, а ведь именно парламентарии будут голосовать за те или иные кандидатуры руководителей территорий.
Как вы относитесь к новому закону о выборе глав?
- Двояко. Понятно, что время, когда люди избирались и считали себя неподотчетными жителям, прошло. Тогда не было большого рычага влияния. Сейчас в стране другая ситуация, но не стоит кивать только на трудные времена. Простой пример. Мы, депутаты Законодательного собрания, выделили деньги на капремонт крыши Дворца культуры в Гремячинске. Это единственный очаг культуры на территории района. Ремонт якобы сделали, но когда я туда пришел, не знал - то ли мне плакать, то ли ругаться: работы были выполнены из рук вон плохо. Сейчас мы не можем найти компанию, которая этим занималась, а кроме того, ушел прежний глава города, который «ни за что не отвечает». В сухом остатке: деньги потрачены, крыша не отремонтирована, вода заливает все здание, а где взять средства снова - большой вопрос. По моему мнению, у руководителей территории должна быть не только вертикаль влияния, но и ответственность, а то глава района перекладывает ее на главу города, тот на подрядчика, а последний испаряется.
Возвратимся к субсидиям территориям края из региональной казны.
На последнем заседании ЗС в первом чтении были приняты законы о секвестре бюджета и о дополнительном финансировании муниципалитетов по программе переселения из ветхого жилья. Инициатором второго законопроекта были вы. Каким образом вам удалось провести в краевом парламенте такую инициативу?
- Есть конкретные статьи, которые были сокращены. В какой-то части и фонд субсидий территориям немного уменьшится. Но есть неосвоенные деньги, думаю, программа имеет право на жизнь. Очень надеюсь на это.
Наблюдая за вами как за депутатом, можно удивляться тому, как ваши законопроекты в ситуации ограниченного бюджета согласуются с правительством и принимаются коллегами. В чем секрет?
- Понимаете, когда мы что-то «педалируем» - это не пустое сотрясение воздуха, не популизм, а работа на результат. Можно выступить в Законодательном собрании с авантюрой, а потом говорить на камеры, мол, я предложил, но законопроект не прошел. Мы идем другим путем, прорабатываем вопрос часто снизу, с главами муниципалитетов, с активистами и местными депутатами.
Согласен, что мы живем в сложное время: непростое положение бюджета, тяжелая ситуация в экономике. Конечно, все не так плохо, как мы себе представляли в конце прошлого года, но кто знает, что будет дальше.
К слову, ваш коллега Алексей Бурнашов на заседании парламента в апреле высказал мнение, что острый спад экономики начнется осенью этого года. Как вы относитесь к такому прогнозу?
- Видите ли, сейчас в экономике происходят системные изменения. Осенью, возможно, ситуация станет хуже, чем сейчас. Вот трудности, которые уже ударили по краевому бюджету: ушедший в прошлом году из региона завод «Сан ин Бев» и зависшая реконструкция Чусовского металлургического завода. Есть и другие проблемы, которые болезненны для предприятий. Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы не дать снизиться производству на нашем заводе «Метафракс».
Когда я веду парламентские уроки в своем округе, рассказываю школьникам так: у края есть два мешка, расходный и доходный. Если последний не наполняется, в первом не хватает денег. Если предприятия начнут снижать производство или вообще закрываться, мы придем к системным проблемам в бюджете. Этот процесс, к сожалению, сегодня отчетливо виден.
А какая ситуация сейчас у вас на предприятии?
- В целом в группе предприятий «Метафракс» все стабильно, но не сказал бы, что идеально. Мы столкнулись со сложными вопросами, которые были для нас неожиданны. Хотя внутренне готовились к чему-то обвальному в экономике.
Во-первых, пришли новые данные о банковских ставках, которые стали «сюрпризом». Эта ситуация стала болезненной в свете того, что на этот год нами был запланирован самый крупный объем инвестиционных проектов за последние годы. Если раньше взаимодействие с банками было налажено, то сейчас все приходится начинать сначала. Идет поиск новых инструментов, проходят переговоры с различными банками, с которыми раньше «Метафракс» тесно не работал.
Во-вторых, просел рынок потребителей. Ясно, что мы чувствительны к изменениям не только в химической сфере промышленности, но и в отраслях строительства, шинной индустрии. Большой плюс для холдинга в том, что в свое время ушли во внутреннюю переработку своей продукции: создали мощное дочернее предприятие, являющееся крупнейшим нашим потребителем. Годовая выручка российской «Метадинеи» составляет около 10 миллиардов рублей. Сегодня эта компания, история которой началась 10 лет назад, является крупнейшим игроком на рынке. Тенденция перехода к глубокой переработке остается для холдинга основополагающей, мы понимаем, что таким образом продукция «Метафракса» становится менее чувствительной к колебаниям в экономике и изменениям конъюнктуры отдельных сегментов рынка. Это формирует новый уровень стабильности наших предприятий.
В нестабильной ситуации оказались некоторые наши многолетние партнеры. Стараемся находить возможности их поддержки. Понятно, что за счет этого вытягиваем из кризиса не только их, но и себя. Можно было бы пойти по другому пути и не отпускать продукцию из-за того, что не обеспечен предусмотренный платежный режим. Что бы тогда получилось? Завтра они закрываются, а мы уменьшаем производство. Есть другой принцип: стараться вникнуть в суть проблемы, найти способ ее решить и продолжить взаимодействие. Могу сказать, что 70-80% продаж продукции «Метафракс» приходится на предприятия с прочными партнерскими отношениями.
Каковы ваши прогнозы результатов работы предприятия в текущем году?
- По итогам первого квартала можно сказать, что мы сработали хорошо и превысили плановые показатели по выручке и чистой прибыли. Точно могу сказать, что и во втором квартале результат будет выше ожиданий. Уверен, что все финансово-экономические показатели года мы выполним.
Источник: газета Business Class