Стенограмма: «Неизбежный понедельник» от 3 февраля с участием Николая Дёмкина
Оксана Лобанова (ведущая): Здравствуйте, сегодня понедельник, по нашему мнению это самый важный день недели, ведь не случайно, именно понедельник мы строим планы на будущее и начинаем новые дела.
Степан Хлопов (ведущий): Для многих понедельник — день тяжелый, особенно на фоне бурных выходных, однако, кто бы что не думал и чего бы не хотел, понедельник наступает неизбежно и нам приходится вновь задумываться о делах важных и насущных.
Лобанова: И не случайно по понедельникам со Степаном Хлоповым я, Оксана Лобанова, обсуждаем самые важные и актуальные для Перми и края проблемы. Сегодня мы будем говорить сразу о трех темах, я объясню почему — не случайно мы будем говорить об отмене проекта «Мамин выбор», о том, что происходит в строительной сфере, и как она будет развиваться в этом году, а также мы поговорим о политике, мы будем говорить о том, что происходит в Пермском региональном отделении партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» планы на будущее, итого прошедшего года. Еще раз повторю, что такие три разные темы мы затронули неслучайно. Это позволяет сделать наш гость сегодняшнего эфира. Он и депутат Законодательного собрания Пермского края и Секретарь Регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также генеральный директор завода силикатных панелей — Николай Иванович Дёмкин. Николай Иванович, здравствуйте.
Хлопов: Здравствуйте, все, что сказала Оксана, можно объединить одной темой: строительство! Детское строительство, жилье, ну и партстроительство тоже...
Лобанова: Я предлагаю начать с темы, которая в начале этого года прогремела очень громко, дело в том, что узнав об отмене программы «Мамин выбор», женщины Перми даже выходили на митинг, была большая общественная дискуссия и полемика по этому вопросу. Я напомню, что проект «Мамин выбор» существовал с 2008 года, он предполагал выплаты для тех матерей, которые не хотят водить ребенка в детский сад, а сидеть с ним дома и детям от 1,5 до 3 лет выплачивалась компенсация 5300 рублей, детям от 3 до 5 лет — 4,5 тысячи. Мама могла сделать выбор — оставаться дома и заниматься с ребенком самостоятельно, либо отдать ребенка в детский сад. Так вот — с июля этого года планируется, что таким правом могут воспользоваться только малоимущие семьи, либо семьи с детьми-инвалидами, это такая кардинальная перемена в политике дошкольного образования вызвало большую волну общественного обсуждения. И первый вопрос к Николаю Ивановичу: как вы относитесь к идее проекта «Мамин выбор»?
Николай Дёмкин: Я не к идее, я бы сказал по-другому: отменять — это всегда гораздо тяжелее, чем давать, в этом и сложность этой проблемы. Надо вернуться в историю этого вопроса и порассуждать о том, что правильно это было сделано в свое время или не правильно. В тот момент может и правильно, но за весь период действия компенсации для родителей, которые не могли водить в детский сад, потому что мест в детских дошкольных учреждениях просто не хватало и не хватает сегодня, им стали выплачивать компенсацию. Компенсация в то время позволяла водить детей в детские сады семейного типа, частные детские сады, но с течением времени индексации этой компенсации не было, и на сегодняшний день цены в детских дошкольных учреждениях в 2,5 — 3 раза выше, за 5 тысяч в детский сад уже не отдашь. А ведь детский сад — это не просто место, куда водят ребенка для того, чтобы работали родители. Это в какой-то мере стимулировало безработицу, а человек, который водит ребенка в детский сад может работать и зарабатывать больше, чем эту компенсацию. Детский сад, помимо всего прочего, - это место воспитания человека. Вот что, на мой взгляд, — самое главное. Здоровому обществу нежен здоровый человек, а воспитание начинается в детском садике.
Лобанова: Николай Иванович, могу с вами немного поспорить, я согласна с таким аргументом, что проект «Мамин выбор» не решил проблему мест в детских садах. На самом деле выплачивалась компенсация, но места в детских садах не появлялись, их начали строить в последние пару лет, с этим я соглашусь, но с другой стороны проблема до сих пор не решена, то есть, на сегодня еще не решена проблема, но уже отменяется «Мамин выбор».
Дёмкин: Даже при социализме мест в детские сады не хватало... И вот посмотрите — президент Путин поставил перед губернаторами на местах задачу — до 2016 года обеспечить на 100 процентов в детских дошкольных учреждениях местами детей до трех лет. Такие задачи в Советском союзе и России никогда не решали. Масштабная задача, я знаю, что тяжело финансируется. Финансируется из муниципалитетов, из краевого бюджета, из федерации, вы сказали не очень верно — не два последних года строятся детские сады, фактически один последний год, но за это время, за 2013 год создано около 6 тысяч мест в дошкольных учреждениях. На сегодня есть территории, на которых эту проблему решили. Например, в моем избирательном округе одновременно строится два детских сада, один — на Пролетарке, один на Железнодорожном. И создали условия для строительства третьего детского сада. По Машинистов 43 обеспечили снос строения, вычистили площадку, скоро приступят к проектным работам. Задача масштабнейшая, более миллиарда рублей ежегодно тратиться на «Мамин выбор» в Перми, а это как минимум четыре крупных, на 350 мес,т детских сада в год. За это время, на мой взгляд, лучше было бы строить детские сады. Мы бы решали важнейшую социальную задачу. А на сегодня размер этой компенсации он как-то помогает сводить концы с концами тем семьям, которые ее получают.
Хлопов: тут еще один очень важный момент важно сделать: «Проект мамин» выбор подразумевался как пособие на ребенка и его образование, но никак никто за этим не следил, и как тратились деньги неизвестно и в это тоже есть нестыковка. От строительства детских садов перед нашим регионом стоят огромные планы. Еще большущие планы — в жилищном строительстве, в этом году нам озвучили цифру, которую никак достичь не могли и в этом году мы ее достигли — это миллион квадратных метров. Что это за цифра? Понять ее простому человеку — сложно, что такое миллион квадратных метров — это много или мало, вроде миллион — много! Вы как профессионал оцените эту цифру, насколько она важна?
Дёмкин: Она важна чрезвычайно, потому что она говорит о том, что начался рост жилищного строительства. Существует понятие: платежеспособный спрос и просто — спрос. Вот спрос на жилье — он громаден, он неудовлетворен, он просто громаден. Платежеспособный спрос — вот где-то мы этим миллионом приблизились к тому, что обеспечиваем платежеспособный спрос, что это дает? В конце прошлого года, в 4 квартале, было снижение цен на жилье — всего 1,6 процента, но оно было. К сожалению, сегодня мы констатируем, что на 2 процента за январь выросли цены. Наверное, эти скачки евро, доллара и рубля к этому подтолкнули, но этот миллион он дает стабилизацию цен. А если мы будем наращивать объемы строительства, то цены будут снижаться, это неизбежно. Чем больше мы будем строить — тем больше будет предложение при ограниченном платежеспособном спросе, тем ниже должны быть цены.
Хлопов: Вообще странно слышать от генерального директора строительной компании вот такое ратование за снижение цен на строительном рынке. В чем подвох?
Дёмкин: Подвоха нет, я об этом всегда говорил. Простой пример: 10 тысяч жилья построили и продали с рентабельностью 10 миллионов — 10 миллионов с 10 тысяч получили. Построили 20 тысяч и получили эти же 10 миллионов — цены то ведь будут ниже.
Хлопов: Строить больше, а не продавать дороже?
Дёмкин: Конечно! Понимаете, мы в рынке и ограничить цену невозможно. Нет у нас на сегодня таких законов. Ограничивать цену можно только увеличивая объемы строительства.
Хлопов: Дешевое жилье в больших количествах. Сейчас многие говорят о проекте Бахаревка, при котором должен появится целый микрорайон эконом-класса. Всегда возникает вопрос: кто в эти дешевые квартиры будет заселяться и не получим ли мы там район номер 13 как в Париже? Такое гетто.
Дёмкин: С низким уровнем дохода у нас ведь не только те люди, которые составляют эти гетто, у нас невысокие доходы у врачей, у нас невысокие доходы у учителей, у нас у большинства людей невысокие доходы, совсем не значит, что с невысокими доходами мы сконцентрируем там людей асоциальных. Это не правда, это не правильно. Другое дело: можно порассуждать о том, а возможно ли вообще дешевое жилье? Возможно!
Лобанова: …Я хочу спросить: какие необходимо создать условия, чтобы цифра — 30 тысяч за квадратный метр, о чем так много говорит губернатор Пермского края, чтобы эта цифра стала реальностью? Что необходимо строителям, чтобы достичь таких показателей?
Дёмкин: Необходимо, я об этом говорил много раз и публично — надо насытить рынок земли! На сегодня земля дороговата. - То есть сдать площадки? - Конечно! Снизить стоимость присоединения к сетям, это вторая составляющая, жилье обязательно дешевле, если оно строится не точечно, а на какой-то обширной площадке, где застройщик может с дома на дом переходить, он снижает тем самым затраты. Если появляется дешевое жилье здесь, то снижается спрос на дорогое жилье и все нормально начинает работать. Бахаревка? Я — не сторонник того, что нельзя строить на Бахаревке, но там есть ряд вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы людям, купившим жилье там, было удобно в дальнейшем жить, это и инфраструктурные вопросы, инженерная инфраструктура, дороги, детские сады. Это комплексный подход называется. Для того, чтобы выйти на этот миллион, мы об этом говорим давно. Мы только в начале их решения, для того, чтобы выйти на миллион, нам хватило доброй воли первого лица в Пермском крае. Надо строить.
Лобанова: Еще один вопрос к Вам, как к застройщику, есть ли у нас у застройщиков силы, чтобы увеличить темпы строительства, объемы строительства. Мы говорим о том, что не хватает площадок, а есть ли у застройщиков силы, желание.
Дёмкин: Я был сторонником того, что зарабатывать надо не на высоких ценах, а на объемах, большими объемами можно получить туже прибыль.
Хлопов: Переходим к следующей теме, теперь тоже про строительство, теперь про партстроительство. Говорим о региональном отделении партии «Единая Россия», давайте посмотрим видеоматериал, подготовленный нашими корреспондентами, и обсудим, что происходит в нашей ячейке.
СЮЖЕТ.
Лобанова: Николай Иванович, мы вот только что посмотрели материал о том, как идет партийная работа на местах, она не заметна, не так сильно обсуждается, а вот событие, которое обсуждалось в общественных местах, в СМИ — это конференция, которая прошла в конце прошлого года, и сменился состав Политсовета. В частности, поменялись лица, появились новые люди, кого-то убрали. Злые языки стали говорить, что партия избавляется от неугодных. Писали — чистка рядов, Николай Иванович, что это на самом деле?
Дёмкин: На самом деле, большое спасибо высшим политическим деятелям России, что наконец в уставе партии «Единая Россия» записали этот пункт — ежегодная ротация в размере 10 процентов всех коллегиальных структур. До этого такого не было, это сделано впервые в истории России, этого нет ни в одной партии. Если бы это было в КПСС, мы бы жили сейчас в другом счастливом времени, мы дали состариться коллективным органам той партии, которая была в прошлом веке. А, например, Китай благодаря ротациям не дал состариться.
Лобанова: Николай Иванович, а психологически Вам сложно, как руководителю? Это ведь достаточно известные люди.
Дёмкин: Это абсолютно нормальный механизм — работаешь — будь в Политсовете, не работаешь — освободи место для тех, кто хочет работать и может работать. Мы сделали оценочные показатели и по этим оценочным показателям 8 человек в политсовете вывели из состава, ввели новых. Сегодня несколько человек из выведенных начали работать гораздо результативнее, чем работали раньше. Почему через год их опять не ввести в Политсовет? Это воспитательная мера некая? Всё нормально! Я считаю, что это очень хороший механизм, чтобы стимулировать, ведь партия она работает не на себя, а в конечном итоге на избирателя. Это стратегическая цель партии. Только с появлением партии «Единая Россия» выстроились отношения между представительной и исполнительной властью. Удалось выстроить диалог, то чего нет сегодня на Украине партия регионов, она видимо слаба.
Лобанова: Хотелось бы узнать, за прошлый год чем гордитесь, чего удалось добиться в партии? Буквально несколько основных моментов.
Дёмкин: Я провел очень много встреч во время выборной кампании, после выборной кампании. Продолжаю встречи с местными отделениями, потому что это необходимо, я считаю, раньше этого не было, руководитель должен знать, что происходит на местах. Я чувствую, что люди обрели уверенность в том, что они нужны. Не сами для себя, не друг для друга, а они нужны гражданам Пермского края. Итоги: мы серьезно улучшили свои показатели на выборах. 61 процент - это очень хороший результат для Пермского края. Мы численно приросли, даже с учетом того, что произошло в Мотовилихе, мы численно приросли на 460 человек. А сторонниками партии на 2,5 тысячи. Разве это не результат?
Лобанова: Николай Иванович, в прошлом году очень много говорили о кризисе партии, а в позапрошлом году к партии приклеился ярлык «партия жуликов и воров», сейчас это словосочетание слышно гораздо реже, по вашему мнению, сейчас этот кризис, о котором аналитики говорили, он преодолен, изменилось ли отношение к партии в обществе?
Дёмкин: Я уверен, что отношение к партии меняется, имидж партии «Единая Россия» растет, и это нормально. Вот смотрите — партии разные, «Единая Россия» — это разные люди, это 2 миллиона 150 тысяч человек. Других меньше намного. Появился человек, о котором долгое время говорят, он делает что-то не так, что-то украл. Когда начинаешь в процентном отношении смотреть в других партиях, в «Единой России» таких пакостников — меньше.
Хлопов: Спасибо большое, Николай Иванович, что пришли к нам в студию, у нас осталось 30 секунд, чтобы подвести итоги интерактивного голосования. Мы спрашивали, насколько сегодня квартиры доступны, и большинство, хоть и не очевидное ответили, что если бы квартиры стоили 30 тысяч за квадратный метр, то они бы смогли ее себе позволить, а вот за ипотеку проголосовало абсолютное меньшинство. 15 секунд — ваш комментарий.
Дёмкин: Ипотека — это очень трудно, а вот снижать стоимость жилья надо, будем стараться это делать, в том числе с участием партии «Единая Россия».
Хлопов, Лобанова: Спасибо большое еще раз, это была программа «Неизбежный понедельник», желаем всем удачи и встретимся через неделю, в понедельник.