Сергей Яшкин: с детства хотел носить погоны
Сергей Леонидович Яшкин родился 8 июля 1965 года в Перми. В 1985 году сразу после армии, начал службу в органах внутренних дел. В числе первых он был зачислен в пермский ОМОН, который был создан в январе 1989 года. В 1999 году начал службу в СОБРе, а в 2011 году в звании полковника Яшкин был назначен командиром отряда. Под его руководством отряд успешно провёл на Северном Кавказе множество спецопераций. В ходе боевых действий Сергей Яшкин был ранен, контужен, но после выздоровления снова возвращался в строй. Имеет награды: Орден Мужества, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, две медали «За отвагу». 14 июня 2013 года полковнику Яшкину присвоено звание Героя Российской Федерации.
Сергей Яшкин признаётся, что для него никогда не стоял выбор будущей профессии. С самого детства, сколько себя помнит, он хотел носить погоны, причём именно погоны ВДВ. И когда пришла пора служить в армии, он отправился именно в эти войска. Попал в 7-ю гвардейскую дивизию, что стояла в Каунасе, который тогда ещё был советским городом.
Хотел стать офицером ВДВ, но в высшее училище поступить не смог. Сегодня он говорит, что уже не жалеет об этом: чтобы стать настоящим офицером, нужно пройти все ступени, понюхать настоящего пороха. И уж этого судьба отмерила будущему герою полной мерой.
После армии поступил в милицию — в отдел вневедомственной охраны. Но вскоре понял, что эта работа не совсем для него: в ней много рутины. И когда в конце 1988 года было объявлено о формировании ОМОНа, одним из первых написал заявление: «прошу принять». Молодой, энергичный, здоровый, прошедший службу в ВДВ, Сергей Яшкин, конечно же, был принят — именно таких и набирали в ОМОН. «В прошлом году, когда отмечали моё 50-летие, зачитывали служебные характеристики прошлых лет. Там прямо было написано: к работе во вневедомственной охране относился с прохладцей, но как только перешёл в ОМОН — отношение к службе резко поменялось», - с улыбкой рассказывает Сергей Яшкин.
Поколение «кому за сорок» помнит, что за времена тогда стояли на дворе. В союзных республиках уже витали в воздухе сепаратистские настроения; то там, то тут на карте СССР вспыхивали волнения, переходящие в вооружённые стычки. Первая поездка Сергея Яшкина в качестве бойца ОМОНа была в Грузию. Причём это была именно поездка по личной инициативе: у него только что родился второй ребёнок, и командиры не включили его в групп. И тогда он просто сел на самолёт, купив билет за свой счёт, и улетел к своим товарищам. «Просто не мог иначе», - пожимает он плечами.
Чем занимались тогда бойцы пермского ОМОНа в Грузии? «Тогда ещё не было в ходу слов «сепаратист», «экстремист», и людей-провокаторов, которые устраивали стычки, мы просто задерживали, как хулиганов. В голове не укладывалось: вроде одна страна, а тут - такое», - вспоминает Яшкин.
Но недальновидная политика советских лидеров тех лет оказалась сильнее патриотизма большинства населения. Союз распался, и «горячие точки» стали появляться всё чаще. Сильнее всего «полыхал» Северный Кавказ. Туда Сергей Леонидович ездил в командировки более 10 раз, причём с 1999 года — уже в составе СОБРа.
Чем отличаются эти подразделения? СОБР — это «элита элит». Даже из далеко не рядовых сотрудников ОМОНа не каждого возьмут в СОБР: в этот специальный отряд попадает лишь один из восьми желающих. Оценивается всё: знания, опыт, убеждения, психологические обенности, даже семейные отношения — перед тем, как принять сотрудника, обязательно разговаривают с женой, она должна твёрдо понимать, куда идёт служить её муж.
Внутри самого СОБРа тоже есть «специализации». Кто-то более расторопен и быстр, а кто-то спокоен и флегматичен. В результате при определении, кому быть, например, снайпером, выберут второго. Есть и особенности ведения боя — в засаде, в «зелёнке», внутри помещения, где находятся бандиты. Внутри «работают» только самые подготовленные — такие, как Сергей Яшкин. Он и участвовал летом 2012 года том жарком штурме здания, где засели боевики, и который едва не стоил ему жизни.
На границе Дагестана и Грузии орудовали две банды боевиков. Бойцы спецподразделений «охотились» за ними давно и сталкивались неоднократно, нанося удары - как говорит Яшкин, «потрепали». Но задача стояла — полная ликвидация этих бандформирований. И вот, наконец, выследили: боевики оборудовали свою «базу» в подвале детского сада одного из селений. «Мы до последнего не верили, что это вообще возможно — прикрываться детьми. Ведь в нашем понимании дети, женщины — святое. Для этих отморозков святого нет ничего», - говорит Сергей Яшкин.
На штурм пошли в субботу, когда детей и сотрудников в детсаду не было. Боевики отбивались ожесточённо, пытаясь уйти на прорыв. У них была отличная боевая подготовка и хороший арсенал. В том числе — гранаты, одна из которых разорвалась совсем рядом с командиром пермского СОБРа. В результате Яшкин получил ранения, ожоги, был контужен, но довёл операцию до конца. Банда была уничтожена.
В том бою погиб один боец ОМОНа из республики Адыгея. Ещё трое, как и Яшкин, получили ранения. Именно за эту операцию полковник Яшкин и получил из рук президента России Владимира Путина золотую звезду Героя России.
Почему он, командир, полез в самое пекло? Почему не руководил захватом по рации, оценивая обстановку, так сказать, с расстояния? «У нас в СОБРе правило: командир своих ребят не посылает в бой — он их ведёт. И выводит обратно», - говорит Яшкин. Действительно, в том страшном бою не погиб ни один сотрудник его подразделения. Чего в этом больше — умения или везения?
«Умение, конечно, необходимо. Но и без везения в нашей работе никуда», - улыбается Сергей Леонидович и тут же как пример невероятного везения рассказывает одну историю. Во время штурма одного из зданий бандиты, засевшие в подвале, открыли огонь через пол — обычная их тактика, когда они пытаются уйти на прорыв. Пуля влетела Яшкину под каску, практически не задев. Каску сорвало с головы: спасло пермяка только то, что он не застегнул накануне боя на ней ремешок. Иначе сорвало бы вместе с головой...
Зачем же нужно каждый раз идти в бой нашим ребятам? Зачем получать ранения, гибнуть в далёких кавказских республиках, оставляя вдовами жён и сиротами детей? Не проще ли, как предлагают иные политики, отпустить уже Кавказ по пути отделения — пусть разбираются с дальнейшим путём развития сами, раз уж так много боевиков у них бегает по горам и сёлам под «зелёным знаменем джихада»?
Для Сергея Яшкина этот вопрос не стоит. За годы и службы и множество командировок он сформулировал совершенно чёткий ответ.
Сергей Яшкин, Герой России:
- Северный Кавказ — точно такая же российская земля, как Пермь, Сибирь, Дальний Восток или Крым. Она полита кровью наших предков, и отдавать её нельзя. К тому же совершенно точно говорю вам, что абсолютное большинство мирных жителей там — за Россию, против отделения, за жизнь совместно с другими народами нашей страны. А что до бандитов — то это просто бандиты. Те, кто помнит, что творилось у нас в 1990-е годы, прекрасно понимает, что это за люди. Особенностей две. Первая — наши были «просто бандитами», а те прикрываются зелёным знамением, хотя нормальные мусульмане их, конечно же, не поддерживают. И вторая — те гораздо более жестоки. Для них нет ничего человеческого. Изнасиловать и убить женщину, прикрыться в бою стариками и детьми, растерзать духовного лидера, который выступает против них и призывает их остановиться — для них всё это запросто. Вот от таких выродков мы и помогаем избавиться жителям этих республик.
Сегодня, уже выйдя в отставку, Сергей Яшкин не сидит сложа руки. Занимается спортом, проводит встречи со школьниками, на личном примере проводя «уроки патриотизма», участвует в патриотических акциях. И когда от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ему поступило предложение войти в предвыборный список — сразу согласился. Ведь в составе такой мощной команды, как партия большинства, он сможет сделать эту работу более системной, организовать её в масштабах всего края, всей страны.
И конечно же, каждый год 2 августа Яшкин отмечает День ВДВ. Бойцы встречаются у памятника «Разорванное братство», где вспоминают ушедших товарищей. А затем отправляются на аэродром в посёлке Фролы, где устраивают показательные выступления, которые с удовольствием смотрят сотни и тысячи зрителей, собирающийся здесь со всех концов Прикамья.