Роль регионов в организации МСУ повышается – Кидяев
Государственная Дума во вторник, 15 апреля, обсудила в первом чтении проект закона, уточняющий общие принципы организации местного самоуправления. Представляя документ, председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, замсекретаря Генсовета «Единой России» Виктор Кидяев отметил, что законопроект разработан в соответствии с поручением президента РФ, данным Послании Федеральному Собранию.
По мнению парламентария, в схеме организации муниципальной власти на данном этапе есть ряд слабых мест: слабое представительство поселения на районном уровне, удаленность местной власти от жителей в крупных городах и другие.
В связи с этим, «предлагается единая схема формирования представительных органов районов из глав и депутатов поселений». «Между прочим, около 30% ее используют и сейчас. Такая схема будет в большой степени отвечать межмуниципальной природе районов. Одновременно укрепятся и позиции поселений. Кстати, в законопроекте мы предложили разделить функции городских и сельских поселений, уменьшив полномочия сельских поселений и, следовательно, снизив нагрузку на них», - заметил Кидяев.
По его словам, сейчас в крупных городах один депутат представляет интересы 15-30 тысяч избирателей. При этом столько же избирателей обычно в целом районе, где работает не один депутат, а имеется «набор органов на двух уровнях местного самоуправления». Поэтому, считает глава думского комитета, в больших городах предлагается вернуться к районному делению.
Он также обратил внимание, что уже сейчас из 79 столичных городов в 47 (около 60%) главу представительного органа муниципального образования избирают из своего состава. Такая схема используется во многих городах Европы, например, в Париже. Избрание мэра из числа депутатов и приглашение профессионального главы администрации – самая популярная схема организации местной власти в США.
«При этом внутригородские районы не должны быть в каждом городском округе, а тем более – в городском поселении. Например, в 1987 году районное деление имел 91 город, а 27 из них не являлись областными центрами. Мы предлагаем, чтобы решение о делении города на районы принимали субъекты РФ с учетом местных особенностей, при этом субъект должен получить право своими законами наделить города с внутригородскими районами дополнительными полномочиями», - подчеркнул Кидяев, добавив, что «повышение роли регионов в регулировании местного самоуправления является сквозной идей законопроекта».
«Все эти меры должны сделать местные власти более доступными жителям, повысить ответственность перед ними. Это прямо следует из Европейской хартии о местном самоуправлении. Количества депутатов бояться не стоит: 90% из них работает на общественных началах, не получая заработную плату», - заключил Кидяев, отметив, что в разработке законопроекта приняли участие представители всех фракций, на законопроект из субъектов РФ поступил 41 положительный отзыв, а отрицательных только два.